Строительство Царскосельской железной дороги
Царскосельская железная дорога, также известная как «Царская ветка», была первой в России пассажирской железной дорогой общего пользования. Её строительство началось в 1836 году и завершилось в 1837 году.
История строительства
Строительство Царскосельской железной дороги началось 1 мая 1836 года. Руководил строительством австрийский инженер Франц Антон фон Герстнер. Железная дорога строилась однопутной с шириной колеи 1829 мм (6 футов). Максимальный продольный уклон пути составил 1,9 ‰, а наименьший радиус кривых в поворотах — 430 м.
Основные этапы строительства
Подготовка к строительству:
В августе 1834 года на нижнетагильских заводах была введена в эксплуатацию первая промышленная железная дорога длиной 3,5 км с паровозной тягой, спроектированная крепостными умельцами Черепановыми.
В 1834 году в Россию прибыл австрийский инженер и предприниматель Франц Антон фон Герстнер, который предложил построить железную дорогу от Петербурга до Москвы.
В 1835 году Герстнер предложил построить вначале небольшую железную дорогу для демонстрации возможности строительства и использования их в условиях России.
Начало строительства:
Строительство железной дороги от Петербурга до Царского Села финансировала частная акционерная компания, почти все акции которой (на общую сумму 250 тысяч рублей) приобрёл граф Алексей Алексеевич Бобринский.
Благодаря связям жены графа при дворе акционерное общество получило от правительства «исключительное право на постройку дороги с тем, чтобы в продолжение 10 лет по выдаче привилегии никто не имел права строить на означенном расстоянии подобной дороги».
Завершение строительства:
30 октября 1837 года Царскосельская железная дорога была открыта для общественного пользования.
Первоначально железная дорога была проложена от Санкт-Петербурга до Царского Села, а позже была продлена до дачного городка Павловска, при этом общая протяжённость трассы выросла до 27 километров.
Технические характеристики
Ширина колеи: 1829 мм (6 футов)
Максимальный продольный уклон пути: 1,9 ‰
Наименьший радиус кривых в поворотах: 430 м
Важные события
27 сентября 1836 года: Первая пробная поездка поезда с конной тягой между Царским Селом и Павловском.
3 октября 1836 года: В Кронштадт был доставлен из Англии первый паровоз.
3 ноября 1836 года: Первый паровоз с составом был обкатан на перегоне Павловск — Большое Кузьмино (Пушкин).
Заключение
Строительство Царскосельской железной дороги стало важным этапом в развитии железнодорожного транспорта в России. Она продемонстрировала возможность строительства и эксплуатации железных дорог в российских условиях, что в дальнейшем способствовало развитию железнодорожной сети в стране.