После удаления катализатора у владельца есть выбор: поставить обманку или прошить блок на Евро 2. С прошивкой всё легко и понятно. С обманками сложнее. Рассказываем о преимуществах и недостатках, какие обманки бывают, как работают, и что выбрать.
Компьютер понимает, что катализатор вырезан с помощью 2 датчиков. Один ставят перед катализатором, другой после. Когда воздух проходит через катализатор, количество кислорода в нём уменьшается. Датчики замеряют значения, компьютер фиксирует разницу. Если второй датчик показывает высокое содержание, то срабатывает аварийный режим. Компьютер выдает ошибку, двигатель работает на невысоких оборотах.
Каждый датчик имеет два электрода. Один фиксирует выхлопные газы, другой — воздух. Разницу передают в ЭБУ. При изменении состава смеси датчики меняют напряжение. Диапазон: от 0,1 до 0,9 В. При значениях 0,1 – 0,3 В компьютер понимает, что смесь бедная. При 0,7-0,9 В – богатая. После чего регулирует подачу топлива и воздуха, пока не получит результат в 0,4-0,6 B.
Обманки заставляют датчик показывать нормальные значения топливной смеси и работы катализатора. Напрямую не влияют на работу двигателя, если только не выйдут из строя. Существуют двух видов: механические и электронные.
Появились раньше прошивки и электронных обманок. В основе устройства – втулка, которая вкручивается между выхлопной системой и датчиком. Размер: от 4 до 10 см в длину. Самая втулка – полая с небольшим отверстием, через которое проходит воздух.
Чтобы установить обманку, сначала выкручивают датчик, затем вкручивают втулку. Затем вкручивают датчик во втулку. Через отверстие обманки попадает малое количество выхлопных газов. Вредные выбросы смешиваются с воздухом внутри обманки, датчик фиксирует нормальные значения выхлопа.
Такие обманки — самые простые и дешевые. При этом служат недолго. Попадание грязи, неправильный диаметр отверстия или насыщенный выхлоп из-за некачественного топлива вызывают ошибку в ЭБУ. Датчик обычно меняют.
Ненадёжность обманки доставляла большие проблемы, если ошибка выскакивала вне города. Поэтому её усовершенствовали. Вместо отверстия и пустот добавили фильтр, по сути – миниатюрный катализатор. Он очищает газы и окисляет кислород. Датчик фиксирует оптимальные значения. Служит дольше, но также подвержен загрязнению.
Работают по другому принципу. Они не создают условия для возникновения нужного сигнала, а посылают его в ЭБУ без необходимости в замерах. В продвинутых версиях установлен микропроцессор, который подстраивает данные, исходя из показателей первого датчика.
Если механическую обманку установить легко, то с электронной вероятны сложности. Она ставится в проводах, которые идут от датчика к ЭБУ. Для каждого автомобиля место установки в проводке выбирается отдельно. Среди других минусов – стоимость. Если сломается, замена стоит значительно дороже установки механической обманки.
Механические и электронные обманки стоят дешевле, чем прошивка на Евро-2. Качественная прошивка ставится один раз, не придётся переплачивать за замены. Как часто ломаются обманки, зависит от качества материалов, нюансов автомобиля и условий эксплуатации. Решает, что выгоднее, только водитель.
В Ремзона12в мы делаем чип-тюнинг большинства автомобилей, удаляем и устанавливаем новые катализаторы, прошиваем на Евро-2.